Банки сегодня,
17 января 2022 г.
К финомбудсмену теперь можно обратиться прямо на Госуслугах. Объясняем, почему это важно 910 просмотров
Институт финансового уполномоченного появился в России не так давно – в середине 2018 года. Тем не менее, он стал важным – а в ряде случаев и обязательным – этапом в спорах потребителей финансовых услуг и тех, кто эти услуги оказывает. С 2022 года подать обращение к финансовому уполномоченному можно прямо через Госуслуги.
Что изменилось?
С 1 января 2022 года обратиться к финансовому уполномоченному можно через Госуслуги. Это должно упростить решение споров потребителей финансовых услуг с теми, кто им эти услуги оказывает.
Вообще, служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного ранее принимала обращения от потребителей финансовых услуг в электронной форме через сайт, лично или заказным письмом. С 1 августа 2021 года подать заявление через сайт стало сложнее – для тех, кто впервые обращается к финансовому уполномоченному, ввели обязательную идентификацию через Госуслуги (ЕСИА – единую систему идентификации и аутентификации).
А с 1 января 2022 года правила изменились – если клиент обращается к уполномоченному через сайт, то авторизация возможна исключительно через ЕСИА. И если клиент ранее обращался к уполномоченному без привязки к Госуслугам, то теперь он должен привязать свою учетную запись на сайте финомбудсмена к ЕСИА.
Это нужно для того, чтобы исключить использование чужих персональных данных и подмену личности при обращении к уполномоченному.
Однако также была запущена форма для обращения непосредственно на Госуслугах. Теперь любой пользователь финансовых услуг, у которого есть претензии к страховым компаниям, банкам, МФО или ломбардам, может оформить обращение на едином портале государственных услуг. Заполнить нужно:
- данные о заявителе (большая часть заполняется автоматически по тем данным, что есть на Госуслугах); - указать данные финансовой организации (есть список); - указать предмет обращения, финансовую услугу и размер требований в рублях; - в свободной форме описать суть обращения (но это необязательно); - указать номер договора и дату его заключения; - приложить скан-копии документов – заявления в финансовую организацию (заранее нужно попытаться урегулировать спор самостоятельно), договор с организацией, другие документы, включая ответ финорганизации
Финомбудсмен должен будет рассмотреть обращение в течение 15 рабочих дней, но в ряде случаев срок может быть продлен.
Кто такой финомбудсмен?
Институт финансового уполномоченного появился в России в 2018 году. Основная его задача – досудебное урегулирование споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями. В 2019 году рассмотрение финомбудсменом стало обязательным для споров по транспортному страхованию (ОСАГО) и по другим страховым услугам, с 2020-го – по услугам микрофинансовых организаций, с 2021-го – по всем банкам, ломбардам, кредитным кооперативам и НПФ.
Уполномоченный рассматривает только имущественные споры потребителей финансовых услуг с суммой требований до 500 тысяч рублей, и только если это не касается осуществления клиентом предпринимательской деятельности.
То есть, уполномоченный не рассматривает обращения, связанные с компенсацией морального вреда и упущенной выгоды – его полномочия ограничиваются имущественным ущербом.
Главный финансовый обмудсмен – Юрий Воронин, также есть уполномоченные по отдельным видам финансовых услуг: по страхованию, микрофинансовым организациям, ломбардам, кредитным организациям, НПФ и т.д. Для обеспечения деятельности финансового уполномоченного создана специальная служба в форме АНО (ее учредитель – Банк России).
Почему это важно?
Обращение к финансовому уполномоченному – в ряде случаев единственный возможный способ досудебного урегулирования имущественных споров в сфере финансовых услуг. Так как суд не примет к рассмотрению иск, если истец не пытался договориться с ответчиком в досудебной стадии, без обращения к финансовому обмудсмену не обойтись во многих случаях.
Например, если страховщик не выплачивает компенсацию по ОСАГО в сумме, определенной независимым экспертом, или банк безосновательно начислил заемщику лишние платежи – во всех этих случаях нужно пытаться урегулировать проблему через финансового обмудсмена.
Услуги службы финансового уполномоченного бесплатны для потребителей. Оплачивают его работу фактически банки, МФО и другие участники финансового рынка – с этим связана часть критики в адрес нового института (он берет деньги за рассмотрение споров, даже если жалоба клиента в итоге не находит своего подтверждения).
Кроме того, если финансовый уполномоченный вынесет решение об удовлетворении требований потребителя, для банков и других финансовых организаций это решение обязательно к исполнению. И даже если они его проигнорируют, потребитель может получить у уполномоченного удостоверение – оно имеет силу исполнительного документа. То есть, с таким удостоверением можно взыскать деньги, например, через судебных приставов – без обращения в суд.
Артём ВАСИЛЬЕВ
Вся пресса за 17 января 2022 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Технологии, Маркетинг, Финансовый уполномоченный (омбудсмен)
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
3 июня 2025 г.

|
|
Деловой квартал-Санкт-Петербург, 3 июня 2025 г.
«Петербургские аптеки» застрахуют помещения на 612 млн рублей

|
|
Дума ТВ, 3 июня 2025 г.
Аксаков: Банк России запустил онлайн-сервис оперативного информирования о нарушении прав потребителей

|
|
Российская газета, 3 июня 2025 г.
Страховая история

|
|
ТАСС, 3 июня 2025 г.
НСИС: более 1,6 млн краткосрочных договоров ОСАГО заключили с начала года

|
|
Life, 3 июня 2025 г.
Юрист объяснил, как получить компенсацию за попадание БПЛА в квартиру

|
|
Панорама Саратова, 3 июня 2025 г.
Переоформление полиса ОМС по телефону обернулось для саратовца денежной потерей

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 июня 2025 г.
Искусственный интеллект в страховании Азии: технологическая революция с китайским лицом

|
|
Деловой Петербург, 3 июня 2025 г.
Прибавка к зарплате: рынок ДМС ставит рекорды

|
|
Российская газета онлайн, 3 июня 2025 г.
Какие страховые выплаты можно получить пострадавшим от землетрясения

|
|
Финмаркет, 3 июня 2025 г.
Акционеры «Ингосстраха» решили не выплачивать дивиденды за 2024 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 июня 2025 г.
Страхование домашних животных в Южной Корее сталкивается с вызовами на фоне рост рынка

|
|
РБК (RBC.ru), 3 июня 2025 г.
ЦБ запустил сервис по сбору жалоб на действия банков и брокеров

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 3 июня 2025 г.
Краткосрочные страховые полисы ОСАГО набирают популярность в РФ: кто их чаще всего покупает?

|
|
Шанс. Регион, Абакан, 3 июня 2025 г.
Шаги к справедливости. Юрист - о том, как оспорить заниженную компенсацию по ОСАГО при ДТП

|
|
Банки.ру, 3 июня 2025 г.
Россияне теперь могут оперативно жаловаться в ЦБ на нарушение своих прав финансовыми организациями

|
|
ТАСС, 3 июня 2025 г.
Эксперт Иванов: страхование от кибератак в России носит единичный характер

|
|
5 колесо, 3 июня 2025 г.
Введение массовой проверки ОСАГО по дорожным камерам: какие будут последствия для водителей?

|
 Остальные материалы за 3 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|